Под транспортным страхованием понимается совокупность видов страхования от опасностей, возникающих на различных путях сообщения - морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных. Объектами страхования могут быть как сами средства транспорта, так и перевозимые ими грузы.
В настоящее время объектами транспортного страхования являются:
- каско, (страхование корпусов судов и других транспортных средств);
- карго, (страхование грузов);
- фрахт как со стороны судохозяина, так и со стороны грузохозяина, (часто под фрахтом понимают также наем транспортного средства);
- комиссия, куртаж и прочий интерес агента при покупке или продаже товара;
- договор денежного займа под заклад судна, товаров и услуг. По договору страхования страховщик обязан возместить страхователю потери по наступлении страхового случая.
Современная внешняя торговля и морские перевозки не могут обходиться без страхования. В большинстве случаев договор страхования является неотъемлемой частью торговой сделки. Вопрос о том, кто и за чей счет производит страхование, решается при заключении этих сделок.
В международной торговле при всем многообразии ее форм выработаны основные условия торговли теми или иными товарами и соответствующие им проформы торговых контрактов. В этих проформах предусматриваются механизм образования цены товара и действия, принимаемые на себя сторонами в этой сделке.
Страхование грузов – одна из форм гарантии имущественных интересов грузовладельца. Страхователь (выгодоприобретатель) получает возмещение убытков в случае гибели, потери или повреждения груза в процессе автоперевозки. Не следует путать застрахованную ответственность автоперевозчика и страхование груза, как предмета собственности.
Рис.1. Рынок страхования грузов
Отечественный рынок страхования грузов находится в стадии становления и обладает достаточно высоким потенциалом развития. На сегодня доля застрахованных грузов составляет не более сорока процентов. Большая часть – экспортные грузы, которые застрахованы в силу действующих правил международной торговли, утвержденных Международной Торговой Палатой, которые сведены в последней редакции Икотермс 2000. Меньшая часть, составляющая немногим более 10% – это застрахованные грузы, перевозимые в пределах РФ.
В последнее время в России быстро развивается рынок страхования грузов, практически полностью ориентированный на международную практику страхования. В этой области сложилась определенная классификация страхования грузов по разным критериям. Виды страхования различаются по следующим критериям:
· характер перевозимых грузов;
· способ транспортировки;
· содержание народнохозяйственных интересов.
По характеру перевозимых грузов различаются следующие виды страхования:
· страхование генеральных грузов. Генгрузами считаются грузы, упакованные в стандартную, общепринятую тару, не требующих особенных условий перевозки;
· страхование наливных, насыпных, навальных грузов;
· страхование сельскохозяйственных и других животных;
· страхование драгоценных металлов, банковских банкнот, монет.
Страхование генгрузов подразделяется на страхование машин и оборудования, электротехнических товаров, автомашин, продовольствия. Особняком стоит страхование выставочных грузов (экспонатов). Особенность его в том, что экспонаты являются собственностью одного грузовладельца на весь период перевозки и транспортировки. Отдельную группу составляет страхование грузов, особо подверженных бою и лому, страхование грузов со специфическими физико-химическими свойствами (например, взрывчатых веществ).
Информация по теме:
Понятие и критерии кредитоспособности заемщика
Кредиты предоставляются резидентам Российской Федерации - юридическим лицам любой организационно-правовой и индивидуальным предпринимателям, заключившим с банком договор банковского счета. При кредитовании юридических лиц, зарегистрированных в форме обществ с ограниченной ответственностью необходим ...
Методика расчета показателей финансовой устойчивости
Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их фактических значений с базовыми величинами, а также в изучении динамики этих показателей за отчетный период и за ряд лет. Существует множество показателей, которыми можно оценить финансовое положение организации. Наиболее важное значение им ...
Нормативно-правовая база государственных органов власти
Основная функция государства в процессе формирования рыночной системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования состоит в создании надлежащей законодательной и нормативной базы с целью правового обеспечения прав кредиторов – залогодержателей и инвесторов, предоставляющих долгосрочные кредитны ...