Малое предприятие имеет право на инвестиционный налоговый кредит в следующих случаях:
- при проведении этой фирмой научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ;
- технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
- при осуществлении этой фирмой внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создании новых или совершенствовании применяемых технологий, создании новых видов сырья или материалов;
- в том случае, если эта фирма выполняет особенно важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляет особенно важные услуги населению.
Малое предприятие, получившее ИНК, вправе уменьшать свои платежи по налогу в течение срока действия договора об ИНК. При этом уменьшение производится по каждому платежу за каждый отчетный период, до тех пор пока сумма, не уплаченная фирмой в результате всех таких уменьшений, не станет равной сумме кредита, указанной в соответствующем договоре.
Помимо инвестиционного налогового кредита НК РФ предусматривает возможность получения предпринимательскими фирмами, в том числе и малыми предприятиями, налогового кредита. Налоговый кредит может предоставляться в следующих случаях:
-при причинении фирме ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или «иных обстоятельств непреодолимой силы»;
-при задержке фирме финансирования из бюджета или оплаты выполненного этой фирмой государственного заказа;
-при угрозе банкротства фирмы в случае единовременной выплаты ею налога.
В случае предоставления налогового кредита по первым двум основаниям проценты на сумму кредита не начисляются. Если же кредит предоставлен по последнему основанию, проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в период предоставления налогового кредита.
Субъекты малого предпринимательства могут получать ссуды из федерального бюджета на основании Указа Президента от 08.07.1994 №1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета (в ред. от 13.04.1996). Согласно данному указу, беспроцентная возвратная ссуда из средств федерального бюджета может предоставляться предприятиям всех форм собственности для следующих целей:
- на проведение структурной перестройки производства;
- для расчетов по целевым кредитам, направленным на закупку оборудования и материалов;
- на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом.
Что касается ссуды для проведения структурной перестройки производства, то ее получение осложняется необходимостью предоставления банковской гарантии о возврате ссуды.
Следующая форма бюджетного финансирования малого предпринимательства - государственные и муниципальные гарантий.
Главный недостаток государственного финансирования малого бизнеса в том, что бюджетные финансовые ресурсы зачастую не доходят до реально функционирующих малых предприятий. Выборочное финансирование прямых льготных кредитов и субсидий оказывает меньшее стимулирующее воздействие на формирование финансов малых предприятий, чем осуществление государственной поддержки в форме гарантированного кредита.
Выдача льготных займов для субъектов малого предпринимательства также, как и субсидирование процентной ставки по кредитам, требует привлечения больших средств и является достаточно рискованным проектом для организаций, предоставляющих кредиты. Поэтому данный механизм будет работать эффективно только при условии создания действенной системы государственных гарантий. Использование государственных и муниципальных гарантий по кредитам коммерческих банков под проекты создания и развития малых предприятий имеет несомненные преимущества. Государственные и муниципальные гарантии - это не только эффективный путь использования государственных и муниципальных ресурсов, но и средства привлечения частных ресурсов.
Согласно ст. 115 БК РФ государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование - гарант - дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
Информация по теме:
Конфликтные ситуации и способы их разрешения при кредитовании населения
Кредитные операции довольно многообразны и сложны, в связи с чем при их осуществлении у банков возникают многочисленные ошибки, которые можно сгруппировать по отдельным направлениям кредитной работы: 1) нарушения в организации кредитной работы; 2) ошибки в оформлении кредитных договоров и залоговых ...
Модели ипотечного кредитования
Обычно операции на ипотечном рынке осуществляются в два этапа. На первом этапе, называемом первичным рынком, происходит предоставление кредитов под залог недвижимости. Поскольку банки предоставляют кредиты на длительный срок и под относительно невысокий процент. У них снижается объем доступных дене ...
Организационная структура Банка России
Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности и осуществляющий руководство и управление Банком России. Состав Совета директоров: Председатель Банка России и 12 членов, срок полномочий членов Совета директоров составляет 4 ...