Тенденции и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг

Банковское дело » Формирование и развитие рынка государственных ценных бумаг Российской Федерации » Тенденции и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг

Страница 2

- создание мегарегулятора финансового рынка. Еще в 2004 г. Бывший руководитель ФСФР О.В. Вьюгин предлагал объединить не только регулирование страхового и фондового рынков, но и банковский надзор, выделив его из Центробанка РФ. Чаще всего такая модель строится на основе банковского надзора – это ее основной стержень. Последствия мирового финансового кризиса инициировали обсуждение вопроса создания этой службы в России. В результате было определено, что Федеральная финансовая служба создается только на базе двух ведомств – ФСФР и ФССН, что серьезно ограничивает ее возможности.

Нельзя обойти вниманием также такую проблему регулирования финансового рынка в России, как сложно структурированное распределении регуляторных и надзорных полномочий в сфере финансовых рынков между несколькими ведомствами. К настоящему времени значительная часть соответствующих функций в сфере собственно фондового рынка перешла к одному государственному органу – Федеральной службе по финансовым рынкам. Однако весомые полномочия еще остаются у ЦБ, Минфина России (утверждение условий эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и отчетов об итогах их эмиссии, при том, что Минфин выполняет функции эмитента федеральных государственных ценных бумаг; остается регулятором в сфере инвестирования пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии; регулятором для страховых компаний, в части осуществления ими инвестиций в ценные бумаги) и Минздравсоцразвития (нормативные правовые акты о деятельности негосударственных пенсионных фондов; требования к пенсионным схемам; утверждение типовых страховых правил негосударственного пенсионного фонда).

Вторым по значимости государственным регулятором рынка ценных бумаг является Банк России. Несмотря на то, что его регулирующие полномочия напрямую распространяются только на кредитные организации, влияние этого института на рынок весьма велико, поскольку он во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно – кредитную политику, что оказывает влияние на многие параметры рынка ценных бумаг. Он осуществляет операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и собственными облигациями, являясь крупным игроком на этом рынке. Как регулятор банковской системы Банк России определяет особенности процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций и регистрирует выпуски соответствующих ценных бумаг. Банк России устанавливает для кредитных организаций правила проведения отдельных операций (например, доверительное управление ценными бумагами, правила осуществления депозитарного учета и т.п.) и посредством участия в капитале инфраструктурных организаций на рынке ценных бумаг (например, ММВБ) осуществляет «косвенное регулирование » рынка ценных бумаг.

Следовательно, существующая структура распределения регулятивных и надзорных полномочий в сфере финансовых рынков между несколькими ведомствами в российской экономике приводит к несогласованности действий регулирующих органов в отношении выработки стратегии развития финансового рынка, усилению ведомственного подхода в осуществлении регулирования и непродуктивному перераспределению финансовых ресурсов.

Существенным фактором, влияющим на формирование эффективных конкурентных квазирыночных структур, является организация отношений собственности, позволяющая выделить типы организации, доминирующих на рынке ценных бумаг.

Согласно данным Федерального агентства по управлению госимуществом на 24.05.2010 г. в управлении Росимущества находится 3 124 акционерных общества с государственным участием, однако только 69 (2,2%) акционерных обществ с государственной долей в управлении допущено к торгам на фондовой бирже ММВБ, что свидетельствует о непрозрачности процесса управления государственной собственностью.

Нельзя обойти вниманием и такую значимую национальную особенность, как активность государства как собственника по увеличению своей доли в наиболее конкурентных секторах экономики. Об этой тенденции свидетельствуют такие факты, как: покупка Сбербанком РФ частной инвестиционной компании «Тройка - Диалог»; выкуп акций биржи РТС у ее акционеров в пользу биржи ММВБ по цене, превышающей стоимость ее активов (согласно данным СМИ). Это приводит к поглощению рынка, построенного за счет частных акционеров, и является фактором, ограничивающим конкурентное поведение компаний в сфере финансового рынка.

Таким образом, анализ базовых институтов квазирыночной структуры российского рынка ценных бумаг, характеризуемых двойственной (государственной и рыночной) природой, показывает необходимость адаптации российских рыночных институтов с целью повышения их конкурентоспособности в условиях глобализации финансовых рынков.

Приоритетным направлением институциональной модернизации квазирыночных структур, с нашей точки зрения, должна быть адаптация сложившихся квазирыночных институтов к задачам построения конкурентоспособной национальной системы регулирования рынка ценных бумаг.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Место и значение оценки кредитоспособности клиентов в процессе управления кредитным риском
анк Кредитование является самым прибыльным направлением банковской деятельности и самым рискованным. Каждая кредитная сделка банка и заемщика сопровождается определенной долей риска, связанного с вероятностью невозврата ссуженной стоимости, неуплаты процентов, нарушения сроков погашения кредита и д ...

Оценка кредитного риска по выданной ссуде
Оценка кредитного риска по каждой выданной ссуде (профессиональное суждение) должна проводиться кредитной организацией на постоянной основе. Профессиональное суждение выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения, качества обсл ...

Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ
В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке Росс ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru