Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России

Банковское дело » Формы кредита и их характеристика » Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России

Страница 1

Потребительское кредитование в России долгое время являлось одним из наиболее активно развивающихся направлений банковского ритейла – розничной торговли банковскими продуктами, работа с массовым клиентом.

Сегодня рынок банковского ритейла переходит на новый качественный этап развития. В период освоения рынка, когда шла борьба за наиболее выгодные ниши, игроки вынуждены были направлять максимум усилий именно на расширение клиентской базы, нередко пренебрегая ее качеством. С течением мирового финансового кризиса этот этап подходит к концу.

Особенно заметно изменения сказываются на деятельности банков, специализирующихся на кредитовании физических лиц. Принципы, которыми руководствовались банки в период «кредитного бума», в новых условиях оказываются недопустимыми. В этой связи розничные банки становятся перед неизбежным выбором: вплотную заняться качеством своего кредитного портфеля, либо продать банк на пике его роста.

Начиная с марта 2006 года месячные темпы прироста потребительского кредитования держались на уровне 5–6%. При этом темпы прироста валютных кредитов были, как правило, выше, чем рублевых, и составляли порядка 7% в месяц. Однако структура кредитного портфеля данной категории заемщиков была достаточно постоянна, доля рублевых кредитов составляла порядка 85% в общем объеме, в абсолютном выражении значительная доля прироста кредитного портфеля все-таки была в национальной валюте. Причем соотношение рублевых и валютных кредитов на уровне 0,85:0,15 оставалась неизменным на протяжении более трех лет.

Привлекательность розничного кредитования для банков в докризисный период вызвана высокой доходностью данной сферы бизнеса.

Таким образом, рынку розничного кредитования в России в докризисный период присущи следующие основные черты:

§ быстрый рост;

§ быстрое изменение расклада сил;

§ высокая доходность и высокий риск;

§ продолжение процесса концентрации;

§ агрессивные действия конкурентов.

Как известно, в сентябре 2008 года ситуация на многих рынках, в том числе и на рынке потребительского кредитования, резко изменилась. В связи с началом мирового финансового кризиса многие заемщики оказались в некредитоспособном положении, вследствие чего резко возросло количество «проблемных» кредитов и процент невозврата взятых ранее кредитов. Коммерческие банки вынужденно уменьшили кредитный портфель и ужесточили требования к заемщикам.

Такая ситуация продолжалась около года. Лишь в июне 2009 года банки смягчили требования. Потребительское кредитование вновь приобрело актуальность.

Динамика показателей банковского сектора в целом по кредитованию в России за 2005-2009 гг. представлена в таблице 11.

Таблица 11 Динамика потребительских кредитов банковского сектора в целом по России за 2006-2008 гг., млрд. руб.

Показатель

01.01.06

01.01.07

01.01.08

01.01.09

01.01.10

Кредиты всего

6 368,4

9 438,0

14 258,2

17 320,0

19 531,0

Просроченная задолженность всего

76,4

121,1

184,1

231,8

330,9

Кредиты физическим лицам

1 055,8

1 882,7

2 971,1

3 590,0

4 083,0

Просроченная задолженность физ. лиц.

19,9

50,6

96,5

119,3

133,9

По данным таблицы 11 можно сделать вывод, что все показатели кредитования в России с 2005 г. по 2009 г. имеют положительную динамику. Так возросла сумма выданных кредитов в целом с 6 368,4 млрд. руб. до 19 561,0 млрд. руб. на 13 192,6 млрд. руб. или на 207,2 %. Возросла сумма выданных потребительских кредитов физическим лицам с 1 055,8 млрд. руб. до 4 083,0 млрд. руб. на 3 027,2 млрд. руб. или на 286,7 %.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Классификация рисков в туризме
Слово "риск" в буквальном переводе означает "принятие решения", результат которого заранее не известен. Риск - это нечто, что может произойти, а может и не произойти. По своей сущности риск является событием с отрицательными последствиями. Это гипотетическая возможность наступле ...

Модели ипотечного кредитования
Обычно операции на ипотечном рынке осуществляются в два этапа. На первом этапе, называемом первичным рынком, происходит предоставление кредитов под залог недвижимости. Поскольку банки предоставляют кредиты на длительный срок и под относительно невысокий процент. У них снижается объем доступных дене ...

Основные направления эффективности банковской деятельности
Для обеспечения развития кредитных операций с населением в Банке необходимо создать Управление кредитования частных клиентов, внедрены новые продукты с более гибкими условиями кредитования. За период действия Концепции объем ссудной задолженности физических лиц вырос в 32 раза, его прирост стал соп ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru