Анализ кредитоспособности заемщика производится на основании его отчетности и предлагать заполнить ее всем потенциальным заемщикам. финансового положения.
Основным финансовым документом предприятия является баланс, составляемый к определенному сроку (конец квартала, года) и показывающий структуру активов, обязательств, прибыли, убытков и капитала компании.
Для полноты информации о заемщике можно приложить “Сводную справку о финансовом состоянии фирмы”, которую я применяла в процессе моей работы.
Справка является пояснением к балансу предприятия и позволяет банку конкретизировать цифры балансовых счетов и сразу составить представление о данном заемщике.
Я рекомендую кредитным отделам банков
Анализируя финансовое состояние предприятия “N” согласно данной справке можно сказать, что предприятие ранее брало кредит, и, хотя его вовремя погасило, видно, что его материальное не на высоком уровне, т.е. специалист кредитного отдела банка может сделать вывод о неумении руководства предприятия разумно вкладывать деньги, кроме того на счету предприятия “N” еще один, правда не просроченный, кредит и кредиторская задолженность ТОО “Григ”. Таким образом, можно предположить, что предприятие “N” пытается перекредитоваться, а не использовать кредит по назначению, указанному в кредитном договоре, что говорит об огромном кредитном риске, которому может подвергнуться банк.
Кредитный инспектор должен внимательно сопоставлять каждую строчку данной справки, чтобы банк имел объективное представление о заемщике.
Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых счетов и другой документации. В этом случае в банк представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях сделки, методах ведения операций и т.д. В частности, документ должен включать:
описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты и лицензии); планы исследований, разработок и т.д.
- отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, преимущества и слабые стороны конкурентов);
- планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок и т.д.);
- план производства (потребность в производственных мощностях, рабочей силе, имеющееся оборудование и т.д.);
- план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т.п.);
- финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).
Существует, по крайней мере, еще один доступный резерв информации о заемщике.
В соответствии с Приказом Министерства Финансов РФ от 28.07.94 N100 “Об утверждении положения по бухгалтерскому учету, “Учетная политика предприятия”, субъект хозяйственной деятельности обязан с 01.01.95 г. разрабатывать внутренний нормативный документ по учетной политике для внешних потребителей финансовой отчетности.
Учетная политика
- это метод учета, под которым принято понимать взаимосвязанные отражения, обобщения и соизмерение в денежном выражении факторов хозяйственной деятельности, которые субъект хозяйственной деятельности выбирал и которых он неуклонно придерживается в каждой конкретной ситуации.
Содержание понятия “учетная политика” в странах с продолжительной историей развития рыночных отношений наполнено сводом достаточно жестких стандартов, которые направляют ведение бухгалтерского учета в любой деловой ситуации.
Примером подобных сводов правил служат стандарты SSAP в Великобритании и GAAP в США.
Немецкая модель по формированию учетной политики предприятия предполагает деятельность высокопрофессиональной финансово-экономической службы, основной задачей которой является проведение в жизнь и толкование принципов финансового учета, закрепленных в законодательстве.
В применении к кредитному анализу учетная политика предприятия может помочь кредитному инспектору достичь сразу нескольких целей:
1. Определить качественный уровень финансового учета на данном предприятии.
При достаточном размере оборотов по счетам и репутации на российском рынке (хотя за короткий срок развития рыночных отношений можно лишь с определенной степенью допущения говорить о репутации фирмы) потенциальный Заемщик обладает, как правило, квалифицированной командой финансовых менеджеров, которая в состоянии представить положение дел в организации в выгодном для себя свете путем учета и отражения в бухгалтерской отчетности тех или иных аспектов деловой активности предприятия с учетом поставленных целей в каждой конкретной ситуации. Следовательно, предоставление стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, принятых на предприятии, снижает риск того, что отчетность потенциального Заемщика будет неверно “прочитана” и анализ финансового положения фирмы не принесет достоверного результата из-за искажения источников информации.
Информация по теме:
Сущность, виды и особенности финансовых рисков
Риск – степень определенности или неопределенности, связанная с получением ожидаемых в будущем доходов. Финансовые риски – это риски потери и получения дохода, обусловленные действием как макроэкономических (экзогенных), так и внутрифирменных (эндогенных) факторов и условий. Риски возникают в связи ...
Общая характеристика ОАО «Балтийский Банк»
Балтийский банк – один из старейших коммерческих банков, основанный в 1989 году. Это универсальный банк, оказывающий самый широкий спектр услуг для корпоративных и частных клиентов. Получивший генеральную лицензию ГУ ЦБРФ №128 от 22.06.06. С 15.02.2005 Балтийский Банк входит в систему страхования в ...
Проблемы формирования резервов на возможные потери по
ссудам российскими банками, и возможные пути их решения
Объем просроченной кредитной задолженности и невозвращенных долгов - так называемых "плохих" кредитов, на сегодняшний день составляет около 10% суммарного кредитного портфеля российских банков. Это порядка 2 трлн. рублей, включая просроченную задолженность, а также реструктуризированные и ...