В 2001 г. введена нома о необходимости формирования организациями учетной политики для целей налогообложения, а применятся стала в 2002 г.
Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.[3]
Кредитная организация, формируя учетную политику для целей налогообложения, самостоятельно разрабатывает регистры налогового учета и выбирает такие методы учета, которые способствуют оптимизации налогообложения. Это связано в первую очередь с тем, что недоплата налогов приводит к штрафам, иногда и к уголовной ответственности, а переплата не устраивает собственников банка.
Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).
В учетной политике кредитной организации должен быть определен принятый порядок расчетов с бюджетом:
начисление и уплата налогов осуществляются ежемесячными авансовыми платежами с корректировкой по фактическому результату на основании ежеквартальных расчетов, составляемых нарастающим итогом с начала года (расчеты авансовыми платежами);
начисление и уплата налога осуществляются на основании расчетов по фактическому результату, составляемых ежемесячно нарастающим итогом с начала года (расчеты ежемесячно по факту).[4]
В учетной политике для целей налогообложения должны быть отражены:
- Порядок организации и ведения налогового учета;
- Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных;
- Выбранные организацией способы формирования налоговой базы по разным налогам;
- Порядок формирования суммы доходов и расходов;
- Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей расчетов по налогам в текущем налоговом (отчетном) периоде;
- Остатки расходов (убытка), подлежащие отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
- Порядок формирования резервов;
- Порядок и сроки взаимного предоставления данных налогового учета между обособленным подразделением и головной организацией;
- Подразделения ответственные за ведение определенных регистров;
- Список сотрудников, ответственных за подписание тех или иных регистров.
Кроме того необходимо определить момент признания доходов и расходов, для этого банк может разработать документ, регламентирующий дату признания доходов и расходов по каждому доходному и расходному счету, чтобы пользователям было понятно.
В соответствии с п. 6.5 раздела 6 Положения № 302-П, если у банка есть филиал, он в учетной политике должен отразить порядок совершения операций, связанных с уплатой налога на прибыль, а именно:
- определить порядок перечисления платежей по налогу (в том числе авансовых) в соответствующий уровень бюджета (федеральный, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) непосредственно на счета налоговых органов;
- определить порядок проведения расчетов между филиалами и головной кредитной организацией (головным офисом) по платежам налога.
Информация по теме:
Зарождение банковской системы в России. Банковская система до 1917 г
Начало развития банковского дела в России можно отнести к первой половине XVIII столетия.Первые попытки упорядочить и организовать кредитные учреждения исходили от императорской власти, которая и явилась покровителем развития финансового дела в России. Уже в царствование Анны Иоановны в России суще ...
Понятие, основные признаки, цель и направления развития страхования
предпринимательских рисков
Риски предпринимателей могут быть внешними и внутренними. К внешним относятся риски, не связанные непосредственно с деятельностью предпринимателей, их клиентов и контрагентов (стихийные явления природы, техногенные катастрофы, злоумышленные действия третьих лиц, уровень инфляции, политические событ ...
Общее представление о банке и банковском риске
Банковская деятельность подвержена большому числу рисков. Так как банк, помимо функции бизнеса, несет в себе функцию общественной значимости и проводника денежно-кредитной политики, то знание, определение и контроль банковских рисков представляет интерес для большого числа внешних заинтересованных ...