- по учету обязательных резервов кредитных организаций, депонированных в Банке России;
- по учету операций с денежной наличностью учреждений Банка России;
- часть операций по внутрихозяйственной деятельности Банка России.
Головные расчетно-кассовые центры (ГРКЦ)
ГРКЦ функционируют в областных, краевых и республиканских центрах.
ГРКЦ на I и II этапах оптимизации расчетной сети осуществляют ведение счетов, расчетно-кассовое обслуживание кредитных организаций (их филиалов), исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов власти местного самоуправления, финансовых и налоговых органов, исполнительных органов государственных внебюджетных фондов, управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, бюджетных организаций и других клиентов, расположенных на территории соответствующего региона, а также осуществляют другие функции.
На заключительном III этапе оптимизации расчетной сети ГРКЦ реорганизуются в операционно-кассовые центры (ОКЦ).
Операционно-кассовые центры (ОКЦ)
ОКЦ организуются в регионах при наличии необходимого объема операций в соответствии с отраслевыми нормативами для обеспечения кассового обслуживания клиентов Банка России и передачи в электронном виде расчетных документов ГРКЦ и ФРЦ.
ОКЦ производят электронный обмен информацией с ГРКЦ и ФРЦ при осуществлении ими расчетных операций кредитных организаций (филиалов), органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, финансовых и налоговых органов, исполнительных органов государственных внебюджетных фондов, отделений Федерального казначейства, бюджетных организаций, находящихся в зоне обслуживания ОКЦ.
Операционно-кассовые центры не ведут корреспондентские и лицевые счета кредитных и некредитных организаций, за исключением специальных счетов, связанных с учетом операций с денежной наличностью.
Расчетно-кассовые центры (РКЦ)
РКЦ функционируют в исключительных случаях в экономически развитых центрах, а также при невозможности обеспечения действующих РКЦ устойчивыми основными и резервными каналами связи, кроме того, при нецелесообразности передачи большого объема операций в два этапа (в ГРКЦ, а затем в ФРЦ). На I и II этапах оптимизации расчетной сети РКЦ осуществляют ведение счетов, расчетно-кассовое обслуживание кредитных организаций (филиалов), органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, финансовых и налоговых органов, исполнительных государственных внебюджетных фондов, отделений Федерального казначейства, бюджетных организаций и других клиентов, расположенных на территории соответствующего региона, а также осуществляют другие функции, предусмотренные Типовым положением о расчетно-кассовом центре.
РКЦ осуществляют расчеты в режиме реального времени через ФРЦ.
На заключительном этапе оптимизации расчетной сети РКЦ реорганизуются в ОКЦ.
Оптимизация расчетной сети Банка России будет осуществляться в три этапа в соответствии с одобренным Советом директоров "Планом мероприятий поэтапной оптимизации расчетной сети Банка России в разрезе регионов Российской Федерации" по мере проведения необходимых организационно – технических мероприятий.
На первом этапе оптимизации расчетной сети:
- ликвидируются расчетно-кассовые центры, обрабатывающие в среднем за один рабочий день менее 100 расчетных документов, расположенные на расстоянии менее 100 км (по автомобильной или железной дороге) от других РКЦ. По указанным критериям ликвидируются 143 РКЦ;
- ликвидируются по просьбе территориальных учреждений ЦБ РФ 5 РКЦ, расположенных в республиканских, областных и краевых центрах;
- численность РКЦ, сохраняемых на I этапе оптимизации расчетной сети, приводится в соответствие с нормами нагрузки на учетно-операционных и кассовых работников.
Счета действующих кредитных организаций и других клиентов, закрываемых РКЦ передаются в ближайшие РКЦ, а при наличии технических возможностей – в ГРКЦ. Счета кредитных организаций, по которым отозваны лицензии, а также счета ликвидационных комиссий передаются в ГРКЦ.
Информация по теме:
Проблемы и пути развития ипотечного кредитования в России
Для развития ипотечного кредитования в нашей стране существует ряд факторов, которые являются наиболее благоприятными для отдельных субъектов ипотеки. Так, например, для населения можно выделить следующие благоприятные факторы: * разгосударствление жилищного фонда (доля государственной собственност ...
Обязательные виды страхования. Нормативно-правовое регулирование
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды обязательного страхования: · обязательное пенсионное страхование, регламентированное Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; · обязательное медицинское страховани ...
История возникновения и правовой статус Банка России
Идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых капиталистически - рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность. Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального означало начало формирования в соответствующей стране двухуров ...