Рынок страховых услуг в Беларуси постепенно становится прерогативой государственных страховых компаний. Безусловно, речь идет лишь о наиболее перспективных и рентабельных услугах — обязательных видах страхования. Известно, что негосударственные страховщики лишились права осуществлять страхование гражданской ответственности автовладельцев. Недоступными для них оказалось страхование от несчастных случаев на производстве, а также страхование гражданской ответственности автоперевозчика и экспедитора.
Опасность складывающейся ситуации понимают не только негосударственные страховщики. Высказывают опасения даже некоторые депутаты парламента, предполагая, что в будущем государство может постепенно ввести абсолютную монополию на все виды страхования [36].
На сегодня государство даже не рассматривает страхование как инвестиционный инструмент. Для него это — исключительно финансовый инструмент, один из каналов аккумулирования финансовых ресурсов в подконтрольных ему организациях. Безусловно, в данном случае речь не идет о традиционных налоговых поступлениях. Тем более что прямое повышение налогов — вещь весьма непопулярная. Но ведь обязательные страховые взносы также формально напоминают налоги. В данном случае деньги будут концентрироваться прежде всего в “Белгосстрахе” [36].
Например, в Германии существует только четыре вида обязательного страхования: страхование безработицы, обязательное медицинское страхование, страхование ответственности нанимателя и страхование гражданской ответственности автовладельца. Причем первые три вида являются социальным страхованием по своей природе, и взносы по ним даже не учитываются в официальной страховой статистике. Об их социальной направленности говорит и тот факт, что увеличение или уменьшение страховых взносов по ним зависит только от количества этих взносов.
Страховые организации, которые занимаются исключительно данными видами страхования, работают на бесприбыльной основе — в рамках норматива расходов на ведение дела. Причем это не обязательно государственные компании — ими могут быть отраслевые и иные организации. И лишь страхование гражданской ответственности автовладельцев — это обязательное страхование, традиционно осуществляемое на коммерческой основе.
Европейский опыт не имеет ничего общего с нашим обязательным страхованием. В Беларуси лишь по единственному виду страхования — страхованию гражданской ответственности автовладельцев — были сбалансированы тарифы и рентабельность. Компании вышли на уровень рентабельности в 4-6 %. Даже при такой рентабельности страховщики, безусловно, аккумулируют большие деньги, и в этом случае компания может себе позволить заниматься иными видами добровольного страхования. 36]
Что касается остальных видов, то рентабельность такого экзотического вида обязательного страхования, как страхование пассажиров, несоизмеримо высока. Высокую рентабельность имеют также обязательное страхование строений и иностранцев, въезжающих на территорию РБ. Такие “вкусные” виды страхования просто не могли отдать негосударственным страховщикам [36].
Что касается одного из обязательных видов — социального страхования от несчастных случае на производстве, то передача его в монопольное ведение “Белгосстраху” лишь по отчетам покажет увеличение поступлений страховых взносов и развитие страхового рынка. С таким же успехом к видовым показателям можно было бы “прицепить” розничный товарооборот, и тогда показатели будут еще выше. А ведь, по сути, такое “страхование” к собственно страхованию как таковому никакого отношения не имеет [36].
В определенной степени обязательное страхование, если оно вводится разумно, имеет право на жизнь, так как может послужить стимулом для повышения уровня страховой культуры у населения, воспитания у него потребности в страховании. Но “обязаловка” должна подаваться в “гомеопатических” дозах, только в качестве стимулятора, в данном же случае явно имеет место передозировка, чреватая самыми неприятными последствиями.
У негосударственных страховщиков сегодня можно отобрать все, что для них рентабельно. Этими видами могут вполне оказаться и страхование гражданской ответственности предприятий с повышенной опасностью, страхование ответственности за продукт, страхование жилья [36].
Однако следует обратить внимание на законность методов, при помощи которых рентабельные виды деятельности переходят в ведение государства. Например, Постановление правительства № 1258, посредством которого страхование гражданской ответственности автовладельцев перешло к государственным компаниям, попросту незаконно [36], так как противоречит изданному ранее Декрету №8 [прим. Автора].
Этот эксперимент может не удаться по одной причине. Уже сейчас “Белгосстрах” с трудом справляется с наплывом претензий по автогражданской ответственности. Теперь ему добавят еще 40 % клиентов, которые достанутся от негосударственных компаний. Безусловно, будет увеличен штат компании и созданы рабочие места, но полностью проблему, это не решит [36].
Информация по теме:
Состояние рынка ипотечного кредитования в России
В октябре-ноябре 2008 года объемы выдачи ипотечных кредитов снизились в 36 регионах, при этом в некоторых более чем на 40%. О приостановке ипотечных программ объявили 17 банков, доля которых в общем объеме жилищных кредитов, выданных в 2008 году, составляла порядка 20%. При этом в агентстве недвижи ...
Объекты и субъекты лизинга
Объектом лизинга может быть любой вид материальных ценностей, если, во-первых, он используется для предпринимательских целей; во-вторых, не уничтожается в производственном процессе. В соответствии с этими критериями объектами лизинга могут выступать элементы основных фондов. Оборотные фонды, которы ...
Основные виды страхования ВЭД
Страхованию во внешнеэкономической деятельности, как и страхованию в целом, присуща классификация. Она включает в себя следующие отрасли страхования: личное, имущественное, ответственности. Личное страхование предоставляет страховую защиту гражданам при наступлении определенных событий, связанных с ...