Оценка платежеспособности физических лиц основывается на изучении факторов, определяющих его репутацию, способность погасить ссуду в срок и полностью, наличие обеспечения кредита и др. Например, в Германии для получения потребительского кредита необходимо представить ряд документов, характеризующих личные качества Заемщика и его платежеспособность, и включающих следующую информацию:
¾ личные качества предпринимателя: характер, манеры поведения, внешность, выразительность речи. Семейное положение, социальная роль вне предпринимательства, хобби;
¾ общее образование: квалификация, предпринимательский склад ума, отношение к риску, азартность, интерес к экономике, организация производства, способность к планированию;
¾ специальное образование: ход профессионального развития, профессиональный опыт, специализация в работе;
¾ состояние здоровья: сведения о прошлых, хронических заболеваниях, занятие спортом, пределы нагрузки;
¾ имущество: степень участия в делах предприятия, личное имущество, владение недвижимостью, другие источники дохода, имущественное положение членов семьи.
В последнее время в практике европейских, американских и некоторых российских коммерческих банков широкое распространение получила методика оценки кредитоспособности клиента банка под названием CAMPARI (совокупность оценочных параметров, которые помогают сопоставить множество факторов, связанных с выявлением потенциального риска выдачи конкретной ссуды):
¾ Character (характер, репутация заемщика);
¾ Ability (способность к возврату ссуды);
¾ Marge (маржа, доходность);
¾ Purpose (целевое назначение ссуды);
¾ Amount (размер ссуды);
¾ Repayment (условия погашения кредита);
¾ Insurance (обеспечение, страхование риска, непогашения ссуды).
Зарубежный опыт функционирования специализированных рыночных организаций – кредитных бюро – демонстрирует ряд таких положительных результатов для банковской системы, как снижение рисков кредитования, упрощение процедуры оценки платежеспособности заемщиков, снижение затрат на проверку достоверности информации о заемщике.
Банки, заключившие договоры с кредитными бюро, могут получать информацию о кредитных историях клиентов и предоставлять соответствующую информацию. Кроме того, в режиме реального времени банки передают информацию обо всех поступивших к ним заявлениях на получение кредита от физических лиц, что позволяет бюро постоянно дополнять базу данных. Кредитное бюро гарантирует своевременную передачу кредитных отчетов о клиентах по запросу банка, а банк, в свою очередь, обязан своевременно предоставлять необходимую информацию в соответствии с требованиями кредитного бюро.
Информация по теме:
Оценка эффективности валютно-обменных операций
Эффективность деятельности банков и проблемы ее оценки постоянно привлекают пристальное внимание как научных, так и практических работников. Этот интерес вызван, прежде всего, необходимостью привлечения инвестиций, которые обеспечат рост собственного капитала банков, их кредитного потенциала, то ес ...
Основные условия договора страхования
Страхование осуществляется на основании утвержденных страховой компанией Правил страхования. В качестве методической основы для проведения экологического страхования Всероссийским Союзом страховщиков были утверждены 23 февраля 1998 г. типовые правила. Этот документ, в принципе, не является обязател ...
Итоги деятельности банков Украины на рынке платежных карт за 2003 год
В 2003 году количество банков, которые являются членами внутригосударственных и международных платежных систем и осуществляют эмиссию и эквайринг платежных карт, увеличилось с 77 до 87 (с 158 украинских банков, которые имеют банковскую лицензию). Общее количество платежных карт, эмитированных украи ...