В каждой стране имеются национальные особенности развития как страхования в целом, так и внешнеэкономического страхования в частности. Такие особенности могут быть обусловлены государственным устройством, политической ситуацией, экономическим состоянием в стране. Остановимся на основных особенностях внешнеэкономического страхования в России и рассмотрим их на всех уровнях системы внешнеэкономического страхования: государства, страховых компаний и институтов страховой инфраструктуры.
Традиционно сфера услуг находится под контролем государства. Возможно, поэтому большинство видов внешнеэкономического страхования монополизированы государством в качестве важного экономико-политического рычага аккумулирования крупных финансовых средств.
Внешнеэкономическим страхованием в условиях государственной монополии на внешнюю торговлю в бывшем СССР длительное время занималась исключительно государственная компания «Ингосстрах». При этом внешнеэкономическими страхователями являлись не все предприятия, учреждения, организации или граждане, а внешнеэкономические объединения, посольства и торговые представительства за рубежом, а также те граждане, которые выезжали за рубеж (их число было ограничено государственными служащими и немногочисленными туристами).
Государственная монополия до 1992 года действовала в России на все страхование, а не только на внешнеэкономическое: действовали две государственные страховые компании: «Росгосстрах», страховавший внутристрановые риски, и «Ингосстрах», страховавший преимущественно внешнеэкономические риски.
Страховой рынок в условиях отсутствия конкуренции развивался чрезвычайно медленно. В результате «к началу 1997 года Россия имела высокомонополизированный, малоуправляемый, фактически не развивающийся и неконкурентоспособный по мировым стандартам рынок страхования». [3,с.53]
В настоящее время монополизация российского страхования переросла в государственный протекционизм, который объясняется необходимостью защиты интересов отечественных страховых компаний, капитализация которых остается сравнительно низкой. По данным надзорного органа, 1265 страховых компаний в конце 2007 года были распределены по размеру уставного капитала следующим образом: до 100 млн. руб. — 983 компании, от 100 до 500 млн. руб. — 225 и свыше 500 млн. руб. — 57. При этом капитализация иностранных страховщиков, таких как: Allianz, AIG, Zuerich исчисляется миллиардами долларов США. K[17]
Страхование крупных внешнеэкономических рисков в связи с недостатком собственных средств у российских страховых компаний все равно достается иностранным государствам в лице западных перестраховочных компаний.
До введения в действие редакции Закона об организации страхового дела в Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. российский страховой рынок был фактически закрыт для деятельности иностранных страховых компаний. Основным способом сотрудничества с российскими страховщиками оставалось перестрахование. Но, являясь специфической сферой страховых отношений, перестрахование требует хорошо организованной системы контроля за качеством оказываемых страховых услуг, а также за превентивными мероприятиями у российских страхователей. Эти необходимые условия работы иностранных страховщиков были практически невыполнимыми без разрешения их деятельности на территории России. Поэтому возникали случаи фронтирования, то есть передачи российскими страховщиками иностранным перестраховщикам 100% страховой премии по договору перестрахования.
В настоящее время началась постепенная либерализация российского страхового рынка в отношении допуска иностранных страховщиков к осуществлению прямого страхования, в том числе обязательных видов страхования.
В российском страховании наблюдается традиционно для постсоветского страхового рынка высокая доля обязательного страхования: около 53% в общем объеме поступлений страховых премий в 2010 году. По разным оценкам в России действует около 40 видов обязательного страхования, условия и порядок осуществления которых определяются федеральными законами о конкретных видах страхования. В Германии, например, их меньше десятка. [16]
Информация по теме:
Цели, задачи и направления кредитной политики современных банков
Банки играют роль хранилища денег, организуют денежный оборот и кредитные отношения. Наряду с этим они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием деятельности своих клиентов. Банк также является и кредитным учреждением, которое может од ...
Счета в иностранных валютах и режимы их
функционирования
Для зачисления денежных средств, хранения и осуществления операций с ними юридические лица и индивидуальные предприниматели открывают в банках текущие (расчетные) счета. Однако законодательство Республики Беларусь предусматривает возможность открытия не только текущих, но и счетов других видов. Раз ...
Правовые основы страхования
Государство контролирует отношения, признанные юридически договорными, в том числе, отношения по страхованию - через специальный аппарат. Способ этот состоит в разработке формальных идеализированных моделей поведения, на основе которых создаются правила, устанавливающие, как должно себя вести в слу ...