Положительным фактором роли малого предпринимательства является увеличение числа постоянно работающих на малых предприятиях и увеличение числа индивидуальных предпринимателей, а также рост занятости населения по месту основной работы в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
В России необходимость государственной поддержки малого предпринимательства понимается далеко не всеми. Некоторыми поддержка малого бизнеса рассматривается как вредное явление, нарушающее естественное развитие экономических процессов и действие механизмов рыночного саморегулирования.
Большей частью пытаются получить бюджетное финансирование малые предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием. По мере его улучшения доля фирм, претендующих на помощь государства, падает. Среди малых предприятий с плохим экономическим положением за бюджетной поддержкой обращается треть, а среди тех, чье положение оценивается как хорошее или удовлетворительное - шестая часть малых предприятий. Статистика свидетельствует, что последней надежной экономически несостоятельных малых предприятий является поддержка государства. Поддерживал их «на плаву», государство в большей мере способствует сохранению сложившегося уровня занятости населения, чем созданию заделов для расширения сферы предпринимательства.
В целом в поддержке нуждаются как «слабые», так и «сильные» малые предприятия. Первых надо поддерживать, чтобы не пополнять ряды безработных, увеличивая социальную напряженность и трансфертную нагрузку на бюджет, во-вторых - чтобы наращивать потенциал малого бизнеса, создавая «точки роста». Кому помогать в первую очередь, сильным или слабым, следует решать исходя из специфики региона, отрасли и, в немалой степени, из объема средств, выделенных на поддержку малого бизнеса.
Само понятие «помощь» подразумевает поддержку активных действий предпринимательства. Очевидно, что в определенных условиях никакая помощь сама по себе не в силах обеспечить выживаемости бизнеса. Рынок должен определить неэффективные предприятия. Поэтому важно установить ту границу, до которой помощь малому предпринимательству целесообразна и возможна. Опыт зарубежных стран показывает, что создание тепличных условий для малого бизнеса может дать противоположные результаты. В нашей стране имеется аналогичный опыт, когда поддержка крупных и небольших неэффективных предприятий не дала ожидаемых результатов.
С середины 1990-х гг. сложилась ситуация, при которой в сферах торговли, общественного питания и некоторых иных видах деятельности бизнес развивается достаточно быстро и не нуждается в специальной государственной поддержке. А в других сферах (производство, инновационная деятельность и др.), предпринимательство может реализовать свои потенциалы лишь при условии целенаправленного содействия со стороны государственных структур.
Исходя из мирового опыта, государственная поддержка малого бизнеса лишь там приносила ощутимые плоды, где главным условием ее предоставления являлись конкретные цели и результаты, к которым стремились малые предприятия, а не принадлежность к данной категории хозяйственных субъектов сама по себе. Например, отличной чертой системы государственной поддержки малого бизнеса в Японии является временный характер мер по развитию приоритетных направлений в бизнесе. Устанавливаемые на год и более приоритеты могут впоследствии изменяться. Подобная стратегия позволяет сконцентрировать внимание частного сектора на «точках роста» в экономике и быстрыми темпами достичь ощутимых результатов. Такой подход необходим и в нашей стране.
Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для бизнеса является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. В российских условиях такой вид поддержки чреват злоупотреблениями, поэтому его использование должно быть строго регламентировано и открыто для общественности.
Информация по теме:
Роль и значение малого бизнеса в экономике
Особую роль в развитии рыночной экономики, как свидетельствует мировой опыт, играет малое предпринимательство. В соответствии с Федеральными законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерчес ...
Информация о банке
Байкальский банк Сбербанка России обслуживает клиентов в Иркутской области, Забайкальском крае и республике Бурятии. Территория обслуживания составляет 1550 квадратных километров (10% общей площади Российской Федерации). По данным переписи 2002 года, здесь проживает 4 миллиона 964 тысячи человек. П ...
Итоги деятельности банков Украины на рынке платежных карт за 2003 год
В 2003 году количество банков, которые являются членами внутригосударственных и международных платежных систем и осуществляют эмиссию и эквайринг платежных карт, увеличилось с 77 до 87 (с 158 украинских банков, которые имеют банковскую лицензию). Общее количество платежных карт, эмитированных украи ...