Рис. 1. Схема обработки магнитной карты.[7, c.116]
1 – оплата покупки; 2 – запрос о платежеспособности клиента; 3 – проверка платежеспособности клиента; 4 – подтверждение платежеспособности клиента; 5- передача торговых чеков; 6 – расчеты банка – эквайра с предприятием торговли; 7 – 8 – расчеты между банками; 9 – расчеты клиента с банком – эмитентом.
Электронные карты обращаются несколько иначе (рис. 2). На карточке присутствует информация о состоянии счета клиента, т.е. в месте покупки известна та сумма денег, которой располагает клиент. Электронная карточка обрабатывается в режиме off – line (без связи с банковским компьютером). Карточка вставляется в специальное устройство (POS – терминал), клиент вводит PIN – код, а продавец – сумму покупки. Терминал в считанные секунды проверяет подлинность и покупательную силу карточки. Если средств достаточно, то выполняются операции по списанию средств со счета клиента (карта дебетуется) на счет продавца (терминал кредитуется). Средства на счет продавца перечисляется во время сеанса связи с банком (возможно в конце рабочего дня). Но в этой схеме заложена возможность сбора информации с терминалов не только с помощью специальных технологических электронных карт или других носителей информации. В принципе эту информацию можно передать и с курьером. Узким местом в такой схеме является обновление информации о «стоп – листах», в которых фиксируются карточки, утерянные или запрещенные к приему по другому причинам. Таким образом, электронные карточки значительно упрощают и ускоряют процесс прохождения платежей, не требует постоянного использования телекоммуникационных линий связи. Расчеты по карточкам не будут остановлены при неисправности центрального компьютера или других неполадках.
С точки зрения клиента недостатками подобной схемы заключается в следующем:
· увеличение срока между внесением средств на счет и поступлением их в базу данных;
· на сумму, прописанную на карточке, проценты не начисляются;
· держатель не имеет доступа ко всей сумме, хранящейся на счете;
· невозможно оперативно заблокировать карточку.
При выборе технологий всегда следует учитывать специфику конкретных условий и тот факт, что обе технологии имеют свои области применения.
Клиент |
Банк -эквайр |
POS - терминал |
Банк - эквайр |
Процессинговый центр |
Рис. 2. Схема обработки электронной карты.[7, c.119]
1 – ввод PIN – кода и суммы покупки; 2 – идентификация и проверка платежеспособности карточки; 3 - списание суммы покупки с карточки; 4 - информация о проведенных операциях; 5 – обновление «черного списка»; 6 – передача реестра операций; 7 – расчеты между банками; 8 – расчеты банка – эмитента с предприятием торговли; 9 – расчеты банка – эмитента с клиентом.
Развитие цивилизации неумолимо идет вперед – кроме привычной для всех нас наличности, в обиход стремительно вошли новые «электронные деньги». И конечно, любого человека который собирается ехать в путешествие, волнует вопросы: каким платежным средством воспользоваться – наличными, чеком или платежной картой?
Информация по теме:
Наука банковского права и ее
место в системе юридических наук
Наука банковского права изучает правовое регулирование банковских отношений. В связи с этим возникает вопрос о том, какое место занимает наука о банковском праве в системе российского правоведения. Ответ на этот вопрос позволяет понять сущность и роль науки банковского права в изучении правового ре ...
Значение денег в истории цивилизации: деньги в Древней Греции и Древнем Риме
Деньги являются экономическим благом в силу своей полезности: на них есть спрос, они удовлетворяют определенную потребность, а также подчиняются основополагающему экономическому принципу ограниченности и ценности [24, с.270]. Опишем историю денег и банков на примере Древнего мира. Свою монету в Дре ...
Развитие обязательного страхования в субъектах Российской Федерации
Страхование как экономический институт в регионах формируется под влиянием общероссийских и внутрирегиональных экономических факторов. Вполне закономерным является тот факт, что лидерами по количеству компаний, объемам страховых взносов и страховых выплат являются регионы-лидеры по социально-эконом ...