Замена единого социального налога на страховые взносы во внебюджетные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд и Фонды обязательного медицинского страхования (территориальный и федеральный) одно из самых значимых событий текущего года. Но по сути же, вернулись к той практике, что была до ввода ЕСН, хотя и с некоторыми изменениями и преобразованиями.
История существования ЕСН насчитывает ровно 9 лет, он был введен в 2001 году. О необходимости появления данного налога речь шла еще с конца 90-х годов. Многие политики и экономисты говорили о том, что разрозненные платежи во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, медицинский фонд, фонд социального страхования), которые были еще до введения единого социального налога, должны быть замещены каким-то общим платежом и отданы под контроль одной инстанции.
На тот момент ситуация для предприятий складывалась очень неудачная. Каждый внебюджетный фонд устанавливал свои сроки уплаты взносов, правила оформления документации и сроки предоставления отсрочек по платежам; решал, какие суммы из множества различных выплат работникам облагать; устраивал отдельные проверки предприятий, проверяя одни и те же регистры бухгалтерского учета по начислению заработной платы.
С введение ЕСН в 2001 году государственные внебюджетные фонды, за исключением фонда занятости, не были ликвидированы. Взаимоотношение с ними переходили на новый уровень: была установлена единая налогооблагаемая база, введены новые ставки, а контроль за исчислением платежей отводился Министерству по налогам и сборам РФ. Базовая ставка по налогу составляла 36,5 %.
Данное преобразование имело ряд преимуществ по сравнению с взносами, уплачиваемыми до этого. В связи с установлением единого органа контроля был решен вопрос единой отчетности и проведения проверок. Одним из самых важным нововведений стало появление регрессивной шкалы налогообложения. Использование регрессивных ставок давало предприятию существенную экономию по налогу по сравнению с ранее применяемой системой платежей, что напрямую влияло на себестоимость продукции. Но далеко не все организации смогли оценить данное преимущество, так как на момент 2001 года доля работников с годовым доходом превышающим 100 000 рублей, была катастрофически мала.
Но при этом введение нового налога не способствовало искоренению некоторых недостатков. Так, например введение единого контролирующего органа все равно не решило проблему объединения платежей. И предприятия по-прежнему были вынуждены оформлять платежную документацию по каждому фонду в отдельности. Следующей даже, наверное, более существенной проблемой стало то, что к моменту вступления второй части Налогового кодекса РФ, касающейся и ЕСН, еще не были до конца разработаны инструкции, разъяснения и формы документов, связанные с его уплатой.
В таком виде единый социальный налог, за исключением незначительных изменений и дополнений просуществовал в течение 4 лет.
Предложение по очередной реформе ЕСН стали поступать уже с 2002 года, основная инициатива исходила от Союза предпринимателей, который утверждал, что платежи по налогу являются непосильным бременем для большинства предприятий, и выступал с предложением понижения ставок до 15 %.
20 июля 2004 года Госдума, не смотря на сопротивление Правительства, приняло поправки во вторую часть Налогового кодекса, уменьшив базовую ставку до 26%.
Уменьшение налоговых платежей должно было благотворно сказаться на деятельности российских предприятий, но, к сожалению, в данном случае пострадали получатели платежей (социальные внебюджетные фонды). В результате реформы, фонды не досчитались большой части средств, идущих на социальные выплаты гражданам России.
Ожидалось, что в результате снижения ставок налога большинство «серых» зарплат будет выведено из тени, но этого так и не произошло.
Следующие существенные изменения в данной области произошла уже в 2010 году, в связи с принятыми решениями о проведении пенсионной реформы, именно они и будут рассмотрены далее.
Информация по теме:
Состояние развития кредитования в Республике Беларусь
До недавнего времени в Беларуси фактически отсутствовал рынок кредитования физических лиц, и население не могло приобретать дорогостоящие товары длительного пользования в кредит, производители и продавцы регулярно сталкивались с проблемами ограниченности спроса, вызванной как раз отсутствием возмож ...
Сущность безналичных расчетов
Приступая к исследованию данного вопроса, необходимо обратиться к Инструкции «О безналичных расчетах в Украине а национальной валюте», утвержденная Постановлением Правления НБУ от 29.01.2004 №22. Согласно инструкции безналичные расчеты – это перечисление определенной суммы средств со счета плательщ ...
Понятие и виды ценных бумаг
Прошло совсем не много времени с тех пор, когда в средствах массовой информации в Беларуси довольно часто стали употреблять слова: акция, биржа, брокер. Однако весь Мир знаком с этими словами более близко. В Законе Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 28 нюня 1996 г. дается с ...