Во внешнеэкономической деятельности существенную роль играет транспортное страхование грузов, которое обеспечивает развитие внешнеторговых связей и привлечение к ним мелких и средних предприятий, а также предпринимателей. Термин «карго» обозначает перевозимый и подлежащий страхованию груз без указания его точного наименования.
Страхование карго является надежным механизмом, позволяющим экспортерам и импортерам предотвратить крупные финансовые потери, связанные с перевозкой грузов, а в отдельных случаях даже избежать банкротства.
Страхование грузов, конечно, не может предотвратить их реальную гибель или исключить ущерб. Однако страхователь, уплатив небольшой страховой взнос (премию), получает гарантию от страховой компании полного или частичного возмещения стоимости погибшего или поврежденного при транспортировке груза в результате наступления страхового случая.
Несмотря на то, что страхование грузов является добровольным видом страхования, его целесообразность не ставится под сомнение даже тогда, когда виновник причинения ущерба выявлен и есть возможность взыскать убытки с него. При этом следует иметь в виду относительную сложность взыскания убытков с перевозчика, так как существует ряд нерешенных вопросов при определении имущественной ответственности транспортных компаний при международных перевозках. Они определяются соответствующими конвенциями.
Интересно, что первый дошедший до нас страховой полис (морской) был выдан в 1347 г. на перевозку груза из Генуи на остров Майорку на судне «Санта Клара». Современная внешняя торговля и транспортные перевозки грузов не могут осуществляться без страхования. В большинстве случаев договор страхования является неотъемлемой частью внешнеторгового договора купли-продажи товаров. Вопрос о том, кто и за чей счет производит страхование грузов, решается при заключении этих сделок в зависимости от страхового интереса.
Страховой интерес к грузу могут иметь не только собственник и перевозчик, но и другие лица, например получатель груза. Страховым интересом, т.е. мерой материальной заинтересованности в страховании, у страхователя является груз, плата за перевозку и ожидаемая прибыль. Это означает, что лицо, стремящееся застраховать груз, должно быть заинтересовано в его безопасном прибытии к месту назначения, получая от этого выгоду или потери. Как правило, это одна из сторон либо обе стороны внешнеторгового контракта. Иными словами, постороннее лицо не может иметь страхового интереса к перевозимому грузу.
Право собственности на груз переходит от продавца к покупателю в соответствии с договором купли-продажи. Следовательно, к покупателю переходят и все риски, связанные с правом собственности на груз. В зависимости от обязанностей сторон в договоре поставки устанавливаются обязанности сторон и в договоре страхования.
Предметом договора страхования может быть также плата за перевозку, а также дополнительные сборы транспортных работ и операций по договору перевозки.
Ожидаемая прибыль от реализации груза в пункте назначения также может быть одним из видов страхового имущественного интереса в договоре страхования грузов. Определяется она соглашением между страхователем и страховщиком исходя из действительной стоимости груза в месте его получения. В международной страховой практике размер ожидаемой прибыли для целей страхования составляет, как правило, 10—20 % стоимости грузов.[17]
Страхование грузов традиционно основано на принципе универсальности рисков. Страховщик несет ответственность за все риски, которым груз подвергается в течение действия конкретного договора страхования, за исключением рисков, не подлежащих страхованию. Прежде всего, это риски, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, наводнения, урагана, оползня и т.д., т.е. того, что относится к категории непредвиденных обстоятельств.
Вторая группа рисков связана с целенаправленным воздействием человека на перевозимые грузы: представителей транспортных, экспедиторских, складских организаций, а также третьих лиц, не имеющих отношения к перевозке грузов — злоумышленников, участников военных действий и народных волнений. К таким рискам относятся: кража, ограбление, акты вандализма и другие противоправные действия.
В то же время происходящие естественные процессы, например физико-химическая усушка и т.д., договорами страхования исключаются из покрытия и ущерб от них не возмещается страховщиком.
Перечень рисков, убытки от которых возмещаются страховщиком или, наоборот, которые исключаются из покрытия, чрезвычайно широк. Они определяются по взаимной договоренности сторон в договоре страхования.
Для установления оптимального размера обязательства по выплате в оговорах страхования грузов может устанавливаться франшиза. Франшиза — это часть ущерба, который может быть нанесен имущественным интересам страхователя. Он остается на собственном удержании страхователя и не подлежит возмещению страховщиком. Франшиза в договоре страхования позволяет: обеспечить интерес страхователя за сохранность застрахованного имущества; существенно сократить расчеты между сторонами по незначительным, мелким ущербам (бой, повреждение таких грузов, как стекло, керамика и т.п., разлив, россыпь товаров, перевозимых в неупакованном виде); снизить размер подлежащей уплате страховой премии.[10,с.115]
Информация по теме:
Сравнительный подход
Сравнительный подход особенно полезен тогда, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данны ...
Исламские банки: настоящее время
Исламские финансисты не торопятся завоевывать мир, тем не менее, они постепенно укрепляют взаимодействие с родственными исламскими институтами, наращивают опыт практической деятельности, разрабатывают механизмы вхождения в мировую финансовую систему. Исламские банки доказали свою жизнеспособность и ...
Особенности функционирования рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг (РЦБ) — это часть денежно-финансового рынка, включающего в себя операции по эмиссии и купле-продаже ценных бумаг. Через рынок ценных бумаг аккумулируются денежные накопления юридических, физических лиц и государства и направляются на производственное и непроизводственное вложение ...