Также как и в управлении ликвидностью в управлении платежеспособностью различают несколько теорий.
По первой теории
ликвидность банка лежит в основе его платежеспособности. Платежеспособность трактуется как способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам. Однако она зависит не только от ликвидности баланса, но и от ряда других факторов. К их числу относятся: политическая и экономическая ситуация в стране или регионе, состояние денежного рынка, возможность рефинансирования в Национальном банке, развитие рынка ценных бумаг, наличие и совершенство залогового и банковского законодательства, обеспеченность собственным капиталом банка, надежность клиентов и банков-партнеров, уровень менеджмента в банке, специализация и разнообразие банковских услуг данного кредитного учреждения и других факторов. Одновременно указанные факторы влияют прямо или косвенно на ликвидность баланса банка, а также находятся в определенной взаимосвязи друг с другом. Сказанное можно проиллюстрировать в виде рисунка (см. рис. №5).
По второй теории
под платежеспособностью понимают надежность, то есть способность в любой ситуации на рынке, а не в соответствии с наступающими сроками платежей выполнять взятые на себя обязательства.
Надежность банка зависит от множества различных факторов. Условно их можно разделить на внешние и внутренние.
Ко внешним
относятся факторы, обусловленные воздействием внешней среды на банк, то есть факторы, определяющие состояние финансового рынка, национальной и мировой экономики, политический климат в стране, а также форс-мажорные обстоятельства.
Ко внутренним
относятся факторы, обусловленные профессиональным уровнем персонала, в том числе высшего, и уровнем контроля за проводимыми банком операциями.
Вероятность неблагоприятного влияния конкретных факторов или их комбинации на надежность банка характеризуется рисками.
Под риском
понимается угроза потери части своих ресурсов, недополучение доходов или произведение дополнительных расходов в результате проведения финансовых операций (размер возможных потерь определяет уровень рискованности этих операций). Риски появляются в результате несоответствия прогнозов реально развивающимся событиям.
Риски очень сложно классифицировать по факторам, их вызывающим, так как их проявлению способствует воздействие совокупности различных как внешних, так и внутренних факторов. Например, причиной роста риска ликвидности может быть не только невозможность оперативного привлечения денежных ресурсов на межбанковском рынке, но и ошибки в планировании, некомпетентность персонала, низкое качество кредитного портфеля (угроза невозврата большой доли выданных кредитов).
Приведенные факторы могут стать причиной возникновения следующих наиболее распространенных банковских рисков:
· риск ликвидности;
· процентный риск;
· кредитный риск;
· рыночный риск;
· политический риск;
· валютный риск;
· риск изменения конъюнктуры рынка;
· страновой риск;
· риск форс-мажорных обстоятельств.
Коммерческие банки управляют своей платежеспособностью при помощи методов распознавания, оценки и контролирования риска потери ликвидности и платежеспособности.
Информация по теме:
Активизация слияний и поглощений на страховом рынке
До 2005-2006 гг. российский страховой рынок не отличался высокой активностью в сфере слияний и поглощений. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, уровень проникновения страхования в экономику и растущий рынок позволял компаниям активно развиваться и находить клиентов. Во-вторых, сложность проц ...
Состояние развития кредитования в Республике Беларусь
До недавнего времени в Беларуси фактически отсутствовал рынок кредитования физических лиц, и население не могло приобретать дорогостоящие товары длительного пользования в кредит, производители и продавцы регулярно сталкивались с проблемами ограниченности спроса, вызванной как раз отсутствием возмож ...
Страхование морских грузов на примере
деятельности ОАО «ГСК Югория»
Комплекс морского страхования ОАО «ГСК Югория» состоит из трех основных видов страхования: · страхование каско (корпуса и оснастки перевозочных и других плавсредств); · страхование карго (перевозимых грузов); · страхование ответственности судовладельцев (является наиболее сложным видом страхования ...