Государственный контроль за деятельностью страховых организаций

Банковское дело » Государственный контроль за деятельностью страховых организаций

Страница 1

Как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования. Такое внимание к этому виду предпри­нимательства связано с социальной значимостью функции страхова­ния, т.к. страховой случай означает для страхователя катастрофу, что в свою очередь приводит к страховому случаю в экономике страны, к разрыву в цепочке производства.

Государственное регулирование страховой деятельности – воздействие государства на участников страховых отношений по нескольким направлениям:

законодательное обеспечение деятельности страховых компаний;

установление в интересах общества и отдельных категорий граждан обязательного страхования;

проведение специальной налоговой политики;

государственный надзор за страховой деятельностью;

защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

Выполнение регулирующей функции, как правило, возлагается на специальный орган – государственный страховой надзор. Цель и полномочия страхового надзора установлены в законе РФ «Об организации страхового дела», а также в постановлениях Правительства РФ от 8.04.2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора», от 30.06.2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». Они состоят в обеспечении соблюдения требований действующего законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и иных заинтересованных лиц и государства.

Государственное воздействие на страховую деятельность осуще­ствляется через представляемую отчетность о деятельности стра­ховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регу­лирование страховой деятельности (рис.1).

Государственное страхование

 

Лицензирование

Обязательное страхование

Соблюдение страхового законодательства

Антимонопольное регулирование

Тарифы

Уставный капитал

Перестрахование

Налогообложение

Формированием размещение резервов

Аудит

Платежеспособность

 

Обеспечение гласности

Рис. 2. Государственное регулирование страхового рынка.

Современная система страхового надзора опирается на Федеральную службу страхового надзора Министерства финансов РФ, которая помимо лицензирования страховщиков и последующего контроля за их деятельностью, готовит предложения по изменению и дополнению страхового законодательства, а также законов и законодательных актов, оказывающих влияние на целостность страхового рынка и его дальнейшее развитие.

Юридические основания осуществления надзора за страховой деятельностью и основной перечень контрольных функций, осуществляемых надзором, установлены в ст. 30, 31, 33 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

К основным функциям органа страхового надзора относят:

лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестация страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

выдача в течение 30 дней в предусмотренных Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» случаях разрешений на увлечение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Сущность и принципы формирования учетной политики банка
В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ организация самостоятельно формирует свою учетную политику исходя из структуры, отрасли и особенностей деятельности, руководствуясь законодательством РФ, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет. С 2013 года в силу вступа ...

Регистрация и лицензирование кредитных организаций
Порядок регистрации и лицензирования коммерческих банков регламентирован Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В настоящее время действующим законодательством и Банк ...

Современные банковские технологии с использованием компьютерной техники
Автоматизация банковских технологий в нашей стране прошла несколько этапов своего развития. Первоначально это были достаточно простые программные продукты, которые автоматизировали отдельные аспекты банковской деятельности на базе традиционных СУБД. Процесс автоматизации банковских технологий переш ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.banksmethod.ru