Как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования. Такое внимание к этому виду предпринимательства связано с социальной значимостью функции страхования, т.к. страховой случай означает для страхователя катастрофу, что в свою очередь приводит к страховому случаю в экономике страны, к разрыву в цепочке производства.
Государственное регулирование страховой деятельности – воздействие государства на участников страховых отношений по нескольким направлениям:
законодательное обеспечение деятельности страховых компаний;
установление в интересах общества и отдельных категорий граждан обязательного страхования;
проведение специальной налоговой политики;
государственный надзор за страховой деятельностью;
защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.
Выполнение регулирующей функции, как правило, возлагается на специальный орган – государственный страховой надзор. Цель и полномочия страхового надзора установлены в законе РФ «Об организации страхового дела», а также в постановлениях Правительства РФ от 8.04.2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора», от 30.06.2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». Они состоят в обеспечении соблюдения требований действующего законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и иных заинтересованных лиц и государства.
Государственное воздействие на страховую деятельность осуществляется через представляемую отчетность о деятельности страховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регулирование страховой деятельности (рис.1).
Государственное страхование |
Лицензирование | |
Обязательное страхование |
Соблюдение страхового законодательства | |
Антимонопольное регулирование |
Тарифы | |
Уставный капитал |
Перестрахование | |
Налогообложение |
Формированием размещение резервов | |
Аудит |
Платежеспособность | |
Обеспечение гласности |
Рис. 2. Государственное регулирование страхового рынка.
Современная система страхового надзора опирается на Федеральную службу страхового надзора Министерства финансов РФ, которая помимо лицензирования страховщиков и последующего контроля за их деятельностью, готовит предложения по изменению и дополнению страхового законодательства, а также законов и законодательных актов, оказывающих влияние на целостность страхового рынка и его дальнейшее развитие.
Юридические основания осуществления надзора за страховой деятельностью и основной перечень контрольных функций, осуществляемых надзором, установлены в ст. 30, 31, 33 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
К основным функциям органа страхового надзора относят:
лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестация страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
выдача в течение 30 дней в предусмотренных Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» случаях разрешений на увлечение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;
Информация по теме:
Принципы и объекты краткосрочного кредитования
В соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса (ГК) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и упл ...
Особенности организации бухгалтерского учета по формированию
резервов на возможные потери по ссудам
Бухгалтерский учет резерва на возможные потери по ссудам осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2007 N 385-П "О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (в ред. Указаний Банка России от 04.0 ...
Финансирование пенсионных выплат
Финансирование выплаты пенсий осуществляется за счет средств Пенсионного фонда, образуемых за счет уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд, и ассигнований из федерального бюджета. За счет второго источника осуществляется выплат пенсий военнослужащим и приравненным к н ...